Как рождаются манипуляторы

непоследовательностьКак рождаются манипуляторы?

Казалось бы, разве мы воспитываем детей манипуляторами?

Разве хотим, чтобы они управляли взрослыми?

Но словно грибы после дождя, то в одной, то в другой семье появляются маленькие командиры, зовущие взрослых на ежедневное «построение».

 

 

– Он нам такие истерики закатывает…, – в один голос заявляют две любимые бабушки одного первоклассника.

– А что вы делаете в тот момент, когда ребенок закатывает истерику – спрашиваю я.

– Уговариваю, объясняю…

– А потом?

– А потом даю ему то, что он хочет … Так если ему не дать, он знаете как орать будет! Никаких нервов не хватит это терпеть…

В этом примере, ребенок (уже школьник!) использует истерику для того, чтобы добиваться своих целей и руководить поведением бабушек. Мягкие и покладистые бабушки часто потакают любимому внуку, жалеют его. И многое из того, что ребенок уже вполне мог бы делать сам, делают за него.

«Иди, поиграй, я сама уберу… ребенку нужно учить уроки… маленький еще… все впереди, наработается … », – только и слышно, то с одной, то с другой стороны.

Дети обладают невероятной чувствительностью и интуицией. Поведение взрослого они считывают мгновенно. То, что можно делать в присутствии взрослого понимают без слов.

Обычно ребенок начинает действовать с экспериментов, просто проверяя пределы своей власти, как говорится – пределы дозволенного.

Вот и в этом случае ребенок понял, что можно не убирать за собой, это сделает бабушка, а если покричать посильнее, то можно добиться еще большего.

А что родители? – спросите вы. Почему они ничего не делают?

Чаще всего в таких ситуациях, родители становятся более строгими и стараются заставить ребенка вести себя по-другому. «А что дальше будет? Это же он совсем разбалуется…» – заявляют они. А дальше – жесткие рамки, множество ограничений, и даже наказания. «А что делать?», – говорят родители – «Не от хорошей жизни наказываем».

А теперь вернемся к бабушкам. Родители «закручивают гайки», наказывают, ставят в угол, а иногда и срываются криком на любимого внука. Жалко его, он же совсем еще маленький. И так хочется пожалеть, погладить по голове, приласкать. Ребенок это понимает, даже если бабушка старается сдержать свои порывы. Конечно он начинает искать защиты у бабушек. «Бабушка добрая, – говорит ребенок – я хочу к бабушке… не хочу с вами».

 Как видно из этого примера, родители и бабушки действуют по-разному, а именно противоположно друг другу.

В семье недостаточно согласованности в своих воспитательных воздействиях. Один жалеет, другой наказывает.

Доминирующие эмоции – также противоположны и выражены очень сильно. С одной стороны – раздражительность, обвинения и гнев, стремление заставить что-то сделать, а с другой – жалость, забота, снятие ответственности за свои поступки.

В семье имеется недостаток правил, предъявляемых ребенку и соблюдаемых всеми членами семьи. Правила разные, и также противоположны друг другу.

А что же делать ребенку в таком случае? Ребенок вынужден подстраиваться и постепенно он начинает понимать как и с кем лучше всего себя вести. Манипулятовное поведение, в этом примере закрепляется и со стороны родителей и со стороны бабушек. Протестом и истериками, несогласием с жесткими требованиями ребенок реагирует в присутствии родителей. Той же истерикой он пользуется и в общении с бабушками, но в данном случае истерика не протестная, а манипулятивная.

 Проверьте свою семейную ситуацию, отвечая себе на следующие вопросы:

  1. Присутствуют ли в отношении ребенка противоположные стратегии поведения и особенности общения со стороны разных воспитывающих взрослых?
  2. Обсуждаете ли вы друг с другом свои воспитательные воздействия в отношении ребенка?
  3. Есть ли у вас простые и понятные правила поведения и общения, которые соблюдались бы всеми членами семьи?

Если вы хотите узнать больше о манипулятовном поведении детей и научиться выстраивать эффективные стратегии общения с ребенком, приходите на серию вебинаров «Пульт от … родителей» или как прекратить детские манипуляции (3– 25 ноября)

http://fishki-vospitaniya.ru/wppage/deti-manipuliruyut/


Комментарии:

Комментарии (2) на “Как рождаются манипуляторы”

  • Ольга:

    Здравствуйте, Елена! В принципе, согласна с Вашей статьей. Но не знаю, как быть в нашей ситуации. Мы сильно зависим от свекрови. Живем далеко от моей мамы и в виду того, что бабушка в наличии, так сказать, одна, вынуждены под нее подстраиваться. Свекровь сама воспитывала своих детей в таком русле, чтобы всегда оставаться для них хорошей. Из-за ее тяжелого детства, она не переносит критики, ни от детей, ни от взрослых. Поэтому ей проще детей баловать, чем прислушиваться к разуму. Она так и говорит: ” В моем доме – мои правила. Не нравятся правила – не ходите”. Мы стараемся в мягкой форме объяснять ей, что своим поведением она только хуже делает детям, но до нее это плохо доходит. Дети, зная что пойдут к бабушке уже начинают потихоньку отказываться от еды дома, потому что уже поняли, что у бабушки получат чипсы. И, наоборот, дети у нас очень подвижные, им нужно выплескивать энергию. Дома мы им разрешаем прыгать на диванах. Бабушка не разрешает, потому что боится за них. Прийим к общему знаменателю мы не можем. Ругаться или проверять на прочность ее ультиматум не хотим. Как быть в такой ситуации – ума не приложим

    • Елена Пятницкая Елена Пятницкая:

      Ольга, спасибо за ваш пример, на мой взгляд он очень показательный. Эта статья скорее не о бабушках (бабушки – пример конкретной ситуации), а о непоследовательности в воспитании. По сути, когда ваша свекровь заявляет ”В моем доме – мои правила. Не нравятся правила – не ходите” – она права и вольна на своей территории устанавливать свои правила. О бабушках и других родственниках я планирую отдельный вебинар сделать. Расписание вебинаров http://fishki-vospitaniya.ru/wppage/raspisanie-zanyatij-pult-ot-roditelej/

Оставить комментарий

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Тихий сад