Почему эмоциональный интеллект важнее IQ

Мария ДеминаЗнаете ли вы, что наш мозг принимает активное участие практически во всем, что мы делаем? И даже наши чувства, такие непостоянные и ситуативные, имеют свои психофизиологические основы и закономерности проявления. Это очень интересно, причем информация о наших эмоциях с т.зр. психофизиологии «вооружает» нас очень глубоким пониманием этой темы.

Давайте поговорим об этом поздробнее с нашим гостем, психофизиологом, кандидатом наук, экспертом по семейным взаимоотношениям Марией Дёминой.

Мария автор проекта «Всё об отношениях» Просто счастливая жена и мама  :-) Кроме того, Мария имеет более чем 10-летний опыт работы с самыми разными детьми и их родителями. Ее кандидатская работа была связана с изучением возрастных особенностей формирования головного мозга и психики детей.

Елена: Здравствуйте Мария! Спасибо, что вы сегодня с нами и готовы поговорить на такую важную тему, как развитие эмоций ребенка.

Мария: Здравствуйте, Елена! Спасибо за приглашение в Ваш проект «Фишки воспитания».

Елена:       Почему так важно развивать у ребенка эмоциональную сферу?

Мария: Понятие «эмоциональный интеллект» появилось не так уж давно, но уже установлено, что эмоциональный интеллект гораздо важнее IQ, когда дело касается таких аспектов как умение налаживать отношения, личные и деловые, успеха в карьере, умении адаптироваться к обстоятельствам, людям и жизни в целом. Развитый эмоциональный интеллект дает возможность «правильно» проживать чувства – душевную боль, стрессы, неприятности, не застревая в них надолго. Жить полной жизнью, испытывая радость, уважение и любовь к близким, умея принимать и испытывать нежность, страсть, любовь. Развивая свои творческие способности, реализовывая СВОИ личностные и эмоциональные потребности, наполняя свою жизнь по-настоящему глубокими чувствами. Развитый эмоциональный интеллект можно считать базой для умения находить баланс. Кто из нас не мечтает о сбалансированной жизни, в которой есть место и близким отношениям, и работе, и хобби? :-)

Елена:       Надо ли учить ребенка сдерживать свои эмоции?

Мария: Нет и еще раз нет. Эмоции стоит учиться ВЫРАЖАТЬ! В разных исследованиях показано, что подавленные и невыраженные эмоции (особенно негативные) могут привести к неврозам, ночным кошмарам, психосоматическим заболеваниям. Я не хочу пугать ваших читателей, Елена, но это правда, о которой важно знать. Родители часто обращаются ко мне по поводу детской аутоагрессии (нанесение вреда самому себе). Не редкость, когда ребенок начинает себя бить и ругать и часто аутоагрессия начинает проявляться в возрасте от 2 до 5 лет, что обусловлено, в том числе и развитием мозга ребенка. Аутоагрессия ребенка одна из классических реакций на запрет проживания эмоций. Ребенок не знает, как можно выражать свои эмоции и делает это доступным для него способом.

Елена:      Как понять что норма в развитии эмоций ребенка, а что нет?

Мария: Аутоагрессия это не норма. Это важный сигнал родителю. Что касается нормы вообще, то это сложный вопрос, Елена. Понятие нормы может быть довольно относительным, когда мы говорим про эмоции. Дети могут быть очень разными – активными и гиперактивными, чувствительными, спокойными. Только родители, близкие и, конечно, наблюдающий ребенка педиатр (или невропатолог) хорошо знают, что «нормально» для ребенка, а что «странно» и наводит на размышления. Слишком уж много факторов влияет на эмоциональную сферу ребенка – включая протекание беременности мамы и собственно роды, неврологический статус ребенка, другие особенности физического и психического развития ребенка. Отношения между родителями и ребенком, разумеется, тоже. Множество запретов, неуважение и непринятие со стороны родителей, чрезмерный контроль или, наоборот, его полное отсутствие, недостаток внимания, даже запрет на физическую активность тоже может влиять на конкретного ребенка. И я, в первую очередь, посоветовала бы родителям наблюдать за своим ребенком, знать особенности развития малыша на конкретном возрастном периоде и сравнивать его с самим же собой. Никто, кроме Вас, дорогие родители, не знает вашего ребенка лучше. Понятие «нормы» довольно гибкое понятие. Наблюдайте, изучайте своего ребенка. Например, родителям, которые не знакомы с особенностями кризиса трех лет, точно может показаться, что ребенка пора лечить;) Конечно, не стоит ограничиваться только своими наблюдениями. Наблюдаться у педиатра (и/или невролога) я также рекомендую. И в случае «не-нормы» хороший врач обязательно подскажет, на что стоит обратить внимание и что скорректировать.

Елена: Как помочь ребенку, если его эмоции выражаются слишком сильно (истерики, драки и пр.)?

Мария: Во-первых, родителю я советую рассматривать любое нежелательно поведение ребенка, как сигнал «Что-то не так!», «Помоги мне!». Второй момент – успокойтесь сами. Вы – родитель и вам предстоит разобраться, что именно не так и поддержать своего малыша. У детской драки, как и у детской истерики тоже есть свои причины. И, кстати, не читайте нотации ребенку, когда он захвачен чувством – злостью, гневом. Нет смысла объяснять ему, что именно он сделал не так, когда ребенок еще находится в процессе проживания сильной эмоции. И третье, подсказывайте ребенку цивилизованные способы выражения чувств.

Елена: Мария, а если ребенок послушный, общительный и, можно сказать, “беспроблемный”, стоит ли целенаправленно заниматься развитием эмоционального интеллекта, ведь и так все хорошо?

Мария: Я полагаю, что стоит. К сожалению, крайне мало детей умеют обращаться со своими чувствами. И с виду «беспроблемный» ребенок может, например, оказаться ребенком, который подавляет чувства. И довольно скоро превращается в «проблемного», потому что подавленные чувства найдут способ выразиться как-то иначе. Конечно, развивать психоэмоциональную сферу необходимо. Ведь мы развиваем, например, интеллект или внимание ребенка. Кто-то усиленно учит ребенка математике или чтению, или акцентирует внимание на физическом развитии. Все это важно, конечно. Но нам с вами, уверена, больше хотелось бы вырастить не просто математика или спортсмена, а счастливого человечка, правда? Чтобы сын или дочка имели возможность вырасти целостным, гармонично и всесторонне развитым человеком, способным чувствовать и любить.

Елена: По поводу счастливого человечка – это точно! Все родители этого хотят. Тогда, расскажите, пожалуйста, с чего стоит начать родителям, которые хотят развивать эмоциональный интеллект своего ребенка?

Мария: Замечательный вопрос, Елена. Я сторонник того, что родителям почти всегда стоит начинать с СЕБЯ. Если мы хотим чего-то от ребенка и для ребенка, мы спрашиваем себя, а что Я делаю для этого? Внимательно понаблюдайте за собой – а как вы сама, взрослый человек, родитель, мама (или папа) выражаете собственные эмоции и чувства. Радость, грусть, гнев, злость и другие… Позволяете ли вы им быть выраженными? Ищете ли «культурные» способы их выражения? Или копите-копите, молчите, терпите, делаете вид, что «все хорошо», а потом взрываетесь? Как Вы сама выражаете ваше недовольство, например, мужу. Или ребенку? Что ВЫ говорите? «Не нужно плакать», «Прекрати орать», «Нет никакой причины так расстраиваться», «Мальчики не плачут», «Ты у меня еще поговори»… Узнаете?

Ребенок учится на примере. И в первую очередь на примере родителей. И я предлагаю всем читателям задуматься, а что происходит у меня? Помните – трудно будет учить ребенка, если вы сами не достаточно обладаете информацией об эмоциональном интеллекте и мало применяете в жизни то, чему стараетесь научить.

Ну, конечно, к счастью, сейчас есть много доступных и разных способов развития эмоций у ребенка – начиная от обычных «бытовых» игр для мамы и ребенка, которые не требуют специальных приспособлений и заканчивая детскими пособиями-играми, книгами, тренингами. Небольшие игры-упражнения доступны любой маме. Кстати, для начала, а какие эмоции вы знаете? ;-)

 

Оставляю вас размышлять, дорогие читатели :-)  Елена, спасибо за приглашение в Ваш проект  и интересный диалог! Желаю Вашему проекту процветания и много светлых эмоций :-)

 

Я также приглашаю ваших читателей на мой сайт «Всё об отношениях», зайдя на который Вы сможете получить небольшой, но ценный подарок – книгу-тренинг «5 языков любви».

 До новых встреч!

 

<<Хочу подарок от Марии Деминой>> 

 

 Елена: Огромное спасибо вам, Мария за такую содержательную беседу. Даже не хочется вас отпускать :-)  А мы и не будем! Открою вам небольшой секрет, наши дорогие читатели, что мы приглашаем Марию стать экспертом в тренинге «Уроки эмоциональной грамотности для детей и их родителей». Мария проведет для наших участников гостевой вебинар и расскажет о психофизиологических особенностях эмоций детей.

 

И еще одна новость!

 

Уже очень скоро начинается тренинг «Уроки эмоциональной грамотности для детей и их родителей» и мы с Мариной Суздалевой будем закрывать набор в группу.

 

А пока у вас есть возможность стать участником тренинге и поучаствовать в акции «Приходи с подругой». Только до конца этой недели (т.е. до 13 октября) Вы можете оплатить пакет “Лайт” и “Стандарт” и участвовать в тренинге вдвоем с подругой!

Вы можете подарить подруге участие в тренинге или оплатить участие пополам!

<<Пойду на тренинг с подругой>> 


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Тихий сад