Эмоциональный интеллект. Что это такое, как и зачем его развивать

Марина СуздалеваЗдравствуйте! Детские эмоции – это одна из тех тем, которые я часто поднимаю на сайте, в своих тренингах и вебинарах. Эта тема наиважнейшая в воспитании, и обойти ее стороной просто невозможно.

 

Сегодня мне хочется раскрыть ее немного с другой стороны и поможет нам в этом психолог, эксперт в области раннего развития, автор проекта «Клуб увлеченных мам» – Марина Суздалева.

 

Елена: Здравствуй, Марина, спасибо, что согласилась на интервью. Я знаю, что ты в рамках своего проекта помогаешь маме заниматься ранним развитием ребенка, и эмоциональное развитие занимает не последнее место. Почему так важно развивать эмоциональную сферу ребенка?

 

Марина: Сегодня раннее развитие стало очень популярным среди мам, но, к сожалению, этот термин зачастую трактуется очень однобоко. В магазинах или на просторах интернета можно встретить самые разные методики и пособия для занятий с ребенком дома, но мало какие из них могут быть названы действительно комплексными. Нужно признать, что обычно делается акцент на одном-двух направлениях развития, например, развитии интеллекта и творческом, или, скажем, изучении иностранного языка, математики  музыки. Я категорически против таких однобоких подходов к развитию ребенка, потому что вижу смысл занятий с крохой дома именно в том, чтобы помочь ему реализовать все то, что в нем заложено. Явный перебор с занятиями на развитие одной или нескольких сфер, к тому же, несет угрозу эмоциональному развитию ребенка, ведь чересчур плотное «расписание» развивающих занятий может попросту вытеснять сюжетно-ролевую игру, беседы и «дурачество» с родителями, самостоятельные игры, наблюдения и анализ – все то, что прямо или косвенно сказывается на своевременном формировании и развитии эмоциональной сферы ребенка. Одним из показателей гармоничного развития личности является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Слишком сильное увлечение развитием интеллекта делает развитие дисгармоничным и лишает ребенка возможности получить все те преимущества, которые дает высокий уровень развития эмоционального интеллекта.

 

Елена: Сейчас понятие «эмоциональный интеллект» используется довольно активно и ты тоже о нем упомянула. Расскажи, пожалуйста, что собой представляет эмоциональный интеллект. Неужели и правда, можно быть «эмоционально умным» человеком?

 

Марина: Понятие «эмоциональный интеллект» ввели для обозначения совокупности факторов, не связанных с умственным интеллектом, но влияющих даже в бОльшей степени, чем традиционный IQ (коэффициент интеллекта), на успешность человека в широком смысле слова. Эмоциональный интеллект можно охарактеризовать как способность человека управлять собой и другими. Исследования показывают, что эмоциональный интеллект связан также и со способностью человека субъективно чувствовать себя счастливым. Умение управлять собой, умение понимать других и управлять их настроением и поведением, способность к более полному переживанию счастья – это именно то, что отличает «эмоционально умного» человека (я предпочитаю говорить «эмоционально грамотного» или «эмоционально компетентного»). Так же как умственный интеллект, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать уже с раннего детства. Дети с развитым эмоциональным интеллектом по сравнению со своими сверстниками имеют более высокую самооценку, быстрее адаптируются, демонстрируют более просоциальное поведение (т.е. следуют принятым правилам поведения в обществе), более эффективны в обучении и пользуются большей популярностью у сверстников. Кроме того, они менее тревожны и более способны к эффективному решению конфликтов с окружающими. Надеюсь, это небольшое описание позволит нашим читательницам более четко себе представить этого «эмоционально умного» ребенка.

 

Елена: Какие преимущества дает развитие эмоционального интеллекта?

 

Марина: Помимо того, что я уже назвала, и говоря уже не только о ребенке, но и о взрослом человеке, можно сказать, что эмоционально грамотный человек:

- умеет контролировать свои чувства, не давать эмоциям «захлестнуть» его. 

- способен влиять на свои эмоции, т.е. этот человек знает, что и как необходимо сделать, чтобы сознательно изменить свое эмоциональное состояние.

- умеет распознавать и принимать свои чувства и эмоции и принимать решения в соответствии с этим знанием.   

- понимает чувства других и способен к сочувствию, или эмпатии – это очень важно для установления и поддержания отношений с окружающими.

 

Елена: Когда лучше начать заниматься эмоциональным развитием ребенка?

 

Марина: Развитием эмоционального интеллекта, как и развитием вообще, можно заниматься буквально с рождения. Естественно, средства достижения этой цели будут разными для разного возраста. Особенно важным и актуальным развитие эмоционального интеллекта становится в дошкольном и младшем школьном возрасте, потому что это период активного эмоционального становления ребенка, совершенствования его самосознания, способности к рефлексии, умения встать на позицию партнера, учитывать потребности и чувства окружающих. 

 

 Елена: Марина, дай, пожалуйста, несколько простых советов родителям о том, как способствовать развитию эмоций ребенка?

 

Марина: Что ж, отвечая на этот вопрос, я, пожалуй, никак не смогу избежать банального совета – демонстрировать желаемые модели поведения на личном примере. Да, я понимаю, что это не самый простой совет, но зато он очень действенный. А также развитию эмоциональной грамотности способствует:

- соблюдение родителями принципов позитивного воспитания (не сравнивать ребенка с другими детьми; безусловно принимать и любить его таким, какой он есть; позволять ребенку иметь свою точку зрения и отстаивать ее и т.п.);

- обучение ребенка пониманию и адекватным способам выражения собственных эмоций с помощью сюжетно-ролевых игр, инсценировок, специальных игр и упражнений;

- открытое обсуждение и выражение эмоций и чувств – в том числе и отрицательных.

 

 Елена: Я знаю, что ты планируешь провести бесплатный вебинар «Основы эмоционального развития ребенка». Расскажи подробнее о том, что будет на этом вебинаре.

 

Марина: На этом вебинаре я планирую поделиться своим мнением о целях, этапах и особенностях эмоционального развития в детстве, а также подробно рассмотреть вопрос о средствах эмоционального развития, которые родители могут использовать дома, как всегда – все это с конкретными примерами занятий и подборкой игр и упражнений. Думаю, этот вебинар будет полезен, в первую очередь, тем, кто только-только задумался о необходимости целенаправленных занятий на эмоциональное развитие ребенка, а также тем, кто уже так или иначе занимается эмоциональным развитием ребенка, но хотел бы структурировать свои знания и убедиться, что не упускает важных нюансов.

 

Спасибо Марина, за очень интересную и содержательную беседу. Еще раз мы с Мариной приглашаем вас на вебинар «Основы эмоционального развития ребенка», который состоится 3 октября 2013.

 

Зарегистрироваться на вебинар можно здесь:

http://el.suzdaleva.ecommtools.com/emocii

 

До новых встреч!


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Тихий сад