Как правильно развивать детские эмоции

Теплякова Ольга Николаевна

 

Сегодняшняя публикация посвящена очень важной теме – это детские эмоции. Эмоции – это индикатор психологического самочувствия как ребенка, так и семьи в целом.

 

Эмоциональная сфера ребенка начинает формироваться очень рано, как говорит наша сегодняшняя гостья, – еще в утробе матери.

 

Поговорим об этом подробнее с ведущим экспертом в области раннего развития в России, автором и идейным вдохновителем проекта «Галка-Игралка» Ольгой Николаевной Тепляковой.

 

Скачайте интервью с Ольгой Николаевной Теплякой в аудиоформате.

 

Часть 1. http://yadi.sk/d/tEO8ZNF48rrqG

Часть 2. http://yadi.sk/d/3jj-g6978rs7y

А для любителей читать, предлагаю письменный формат интервью.

 

Елена: Здравствуйте наши дорогие читатели и слушатели проекта «Фишки воспитания». Сегодня у нас замечательное событие. У нас в гостях ведущий эксперт в области раннего развития в России – Ольга Николаевна Теплякова. Здравствуйте Ольга Николаевна, спасибо, что вы согласились на это интервью!

Ольга Николаевна: Здравствуйте мои дорогие!

Елена: Ольга Николаевна является автором уникальной методики раннего развития ребенка, автор более 50 книг, разработчик развивающих игрушек и имеет огромный опыт в области не только подачи теоретических знаний о раннем развитии ребенка, но еще и практический, личностный опыт, потому что она мама 8 детей и бабушка 7 внуков!

Ольга Николаевна: 8 внуков! Уже 8-й родился!

Елена: Уже 8!!! Оказывается у меня устаревшая информация. Тогда тем более бесценная информация у нас будет сегодня! И наш первый вопрос. Сегодня мы хотим поговорить на тему эмоционального развития ребенка, важности того, чтобы развивать у ребенка эмоции с раннего возраста.

Ольга Николаевна, скажите пожалуйста, почему так важно обращать внимание на развитие эмоций у ребенка?

Ольга Николаевна: Еще раз здравствуйте! Я очень рада присутствовать на вашем проекте и рада иметь дело с такими любознательными мамами, которые задают такие умные вопросы.  Вот смотрите. Вы выделяете эмоциональное развитие ребенка, я его не выделяю для такого маленького, совсем крошечного, только что родившегося малыша. Потому что идет развитие одновременно всех сфер жизнедеятельности ребенка, как только он родился.

Более того, уже теперь абсолютно точно доказано, что еще до рождения имеется развитие и идет огромное влияние самого родителя. То, что он видит, что он слышит, что он чувствует отражается не только на сиюминутном состоянии малыша, но и на его дальнейшем развитии. Догадывались об этом давно, и может более 20 лет назад первые исследователи приезжали к нам из Франции и рассказывали о том, какие у них эксперименты ставятся с беременными мамами, о том, как они пытаются развить еще не родившегося младенца. Он еще там, но он уже все видит, слышит и чувствует.

Все это обсуждалось более 20 лет назад, и мнений было очень много, но сейчас, наконец, психологи, физиологи проникаются этой мыслью и все согласились с тем, что еще до рождения ребенок в состоянии многое усваивать.

В наших группах для беременных, в группе «Радуга», читаются лекции для беременных и ведутся тренинги, где показывается, что можно делать еще до рождения ребенка: ритмические игры, музыка, потешки, рисование. И когда после этого ко мне пришли детки в группы, я увидела, что это мои дети!

Елена: Т.е. они были узнаваемы! Удивительно!

Ольга Николаевна: Да, они узнаваемы! Как то я увидела какую-то заметку, может в интернете, где была картинка – ребенок на берегу моря. Описывалось, что он такой коммуникабельный, готовый общаться, а он совсем малыш и ему только исполнился год. Я подумала «Может это мой – «Радужный». И как-то я связалась с ними и спросила «Вы не посещали группу «Радуга». «Конечно, мы ходили в «Радугу» – был ответ. Они где-то отдыхали в Арабской республике. Видны эти дети! Видны издали!

Елена: Интересный результат!

Ольга Николаевна: Они видны по способу коммуникации, по способу себя держать. Даже в год!

Елена: Наверное, и в эмоциональной сфере у них тоже были какие-то особенности?

Ольга Николаевна: Да, это одно из самых главных отличий! Еще до рождения мы закладываем в ребенка очень многое, и конечно после рождения, когда мы можем улыбнуться ребенку, взять в руки, спеть песенку, тогда уж нам, как говорится, и «карты в руки». И что мы тут развиваем? Ой, как это сложно! Поэтому, может мы не будем так жестко делить развитие эмоциональной сферы и интеллектуальной, а будем говорить просто о том, что действительно развитие эмоций очень нам нужно, в самых разных проявлениях, и конечно они играют огромную роль в дальнейшей судьбе ребенка.

Эмоции связаны с развитием интеллекта. Есть понятие эмоционального интеллекта. И я советую мама почитать об этом подробнее, потому что обо всем конечно мы здесь поговорить не успеем, но то что существует понятие эмоционального интеллекта и что он действительно влияет на общее развитие ребенка – это несомненно.

Эмоциональную сферу очень рекомендую развивать еще и потому, что она связана с коммуникациями. Т.е. будет ли ребенок общительный, будет ли он уметь выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми – это во многом зависит от того, как мы его будем воспитывать, и как мы будем развивать его эмоциональную сферу.

Хотя, я бы сказала, что не все зависит от наших с вами усилий. Я знаю примеры, когда у сдержанного папы, у замкнутой мамы может ребенок быть веселый и общительный. Бывает, что наследственность играет весомую и не всегда предсказуемую роль в развитии эмоционального интеллекта. Хотя конечно мы должны прилагать максимум усилий для того, чтобы развивать эмоциональный интеллект. Учить ребенка взаимодействию и учить его человеческим эмоциям – наша задача.

Другое дело, что родители сами часто не являются носителями правильной, красивой, добротной эмоции, у них очень много комплексов бывает. Я как психолог, когда меня приглашают в семьи разбирать какие-то сложные ситуации, всегда обращаю внимание на то, какие там родители. Могут ли они улыбаться, готовы ли спокойно относиться к какой-то сложной ситуации. Ребенок часто, особенно в нежном возрасте, – отражение эмоций своих родителей.

Елена: А что родители могут сделать для того, чтобы помочь ребенку развиваться гармонично и развивать его эмоциональную сферу как отдельный компонент комплексного развития?

Ольга Николаевна: Моя методика общего развития ребенка – игровая, и она затрагивает развитие всех сфер жизнедеятельности, и интеллектуальной и эмоциональной. Мы с чего начинаем? Вот родился малыш и ему 5, 6, 8 дней, он еще совсем маленький, он еще голову не держит, но мы уже можем кое-что сделать и продолжить то, что мы делали при беременности. Мы можем взять малыша на руки, прижать его к себе, взять его вертикально. Вертикальное положение ребенка сразу активизирует его потребность в общении. И вот он вертикально и мы можем потанцевать, взяв на руки этого малыша. И не под музыку я танцую, а под собственную песенку. Самое главное, чтобы маме нравилась эта песенка. Тогда у малыша будет позитивная эмоция, он будет ощущать, что мама счастлива в эту секунду, когда она поет свою любимую песенку. Начинайте с того, что нравится вам.

Елена: Другими словами, надо добиться того, чтобы дать ребенку эмоциональный опыт. Опыт того, чтобы он испытывал эмоцию радости с самого раннего возраста.

Ольга Николаевна: Да, эмоцию радости. Дело в том, что это еще очень нежный возраст, и у ребенка еще нет опыта собственных эмоциональных состояний. Он, конечно, есть и во время беременности, но он скрытый, латентный и мы не можем знать, что он испытывал, мы можем подозревать некоторые вещи, но на самом деле это отследить сложно. Поэтому он очень эмоционально зависим от мамы и от окружения и от того, что происходит вокруг. Поэтому конечно надо следить за тем, чтобы маме в этот момент было здорово, хорошо, приятно, радостно. И дело не только в той любимой песенке, которую она поет с удовольствием, а дело еще и в общей обстановке.

Елена: И еще в ее эмоциональном состоянии.

Ольга Николаевна: Да, ее эмоциональное состояние будет сказываться на том, что ребенку тоже будет хорошо и приятно, и у него уже будет позитивный эмоциональный опыт перевешивать, даже если где-то какой-то негатив произойдет. А у нас часто происходят негативы, это известно, это жизнь.

Елена: Отличная рекомендация!

Ольга Николаевна: А вот смотрите, мы не будем ругаться при ребенке, будем прояснять отношения, будем стараться тихо себя вести, не будем издавать какие-то громкие угрожающие звуки. Этого конечно следует избегать. Я бы еще рекомендовала мамам на первых неделях избегать большого скопления людей. И даже дело не только в инфекциях, но и в эмоциональном состоянии нашего окружения. Вот, например, ситуация, когда мама пошла в гости и там все хотят высказать свое мнение, и мама на вид спокойная как «танк», а на самом деле у нее внутри все напряжено, и это напряжение не может не сказываться на маленьком ребенке. Поэтому посидите немножко не то, чтобы дома, но и не с толпой народа. То же самое с прогулками. Не до месяца. Я в этом плане немножко консервативна, немножко дайте малышу привыкнуть к новой жизни «на воле», а не в утробе мамы.

Елена: Как понять, что такое норма эмоционального развития, и по каким признакам мама может об этом судить?

Ольга Николаевна: Это достаточно сложно. Есть, конечно, общие какие-то критерии развития малыша. Допустим, считается, что в месяц ребенок должен начать улыбаться в ответ на хорошее, доброжелательное отношение взрослого. Не факт, что ребенок обязательно будет улыбаться и не факт, что если он не улыбается, то это не норма.

Елена: Мне кажется, это может пугать родителей, особенно если они начитались, что он должен улыбаться, а этого не происходит.

Ольга Николаевна: А может быть и так, что ребенок разочек улыбнулся и все и больше не хочет, и Бог его знает, почему он не хочет. Очень много в эмоциях не исследованного, иногда и врач квалифицированный посмотрит и ничего не найдет и поэтому тревожиться раньше времени на отсутствие улыбки не нужно. С другой стороны, некоторые вещи могут насторожить. Уже после месяца малыш обычно сосредотачивает взгляд на каком-то объекте, движущейся игрушке или руке мамы или еще чем-то. Он сосредотачивает свой взгляд и внимательно смотрит, или, может быть, в глаза заглядывает. Конечно, это ближе к норме по сравнению с тем, если происходит отсутствие этого.

Должно насторожить такое явление, когда ребенок не поворачивает голову в сторону звука. Тут речь может идти о самых разных факторах и рассматриваться и в рамках нормы и в рамках нарушения. Например, не очень хороший слух или еще что-то.

Я рекомендую обращаться к своему педиатру, если вы видите то, что вас может беспокоить и выяснять в чем дело.

А к трем месяцам всем рекомендую осмотр ребенка невропатологом, потому что опытный врач не просто сам что-нибудь заметит, то, что мы не заметили, но и порекомендует дальнейшее обследование ребенка.

Не факт, что эмоциональные нарушения всегда будут замечены, но с другой стороны, даже будучи замеченными, не всегда врач в состоянии что-то с этим сделать.

Елена: Особенно, если ребенок маленький.

Ольга Николаевна: С маленьким возрастом вообще очень сложно. Но суть в том, что если мы что-то заподозрили и сообщили доктору, то он будет наблюдать более тщательно и у вас будет больше шансов это преодолевать потом.

Елена: Это позволяет вовремя среагировать, если что-то не так.

Ольга Николаевна: Да, да. Поэтому я очень советую не бояться врачей, не бояться невропатологов, а ходить вовремя на осмотр обязательно.

И конечно истерики в год, два, часто мы сами провоцируем. Иногда мы можем что-то сделать своими усилиями. А иногда это будет требовать вмешательства медицины.

Елена: А крик? Является ли он признаком эмоционального неблагополучия, если ребенок плачет долго и не может успокоиться?

Ольга Николаевна: Крик может быть признаком эмоционального неблагополучия, но по моим наблюдениям, чаще крик возникает не на эмоцию, а на какое-то физиологическое неблагополучие. Может у него внутричерепное давление повышено и у него голова болит. Конечно, эмоция возникает, но она идет как вторичная.

Елена: Она не является причиной крика.

Ольга Николаевна: Она не является причиной крика, но она является проводником. Многие психологи говорят, что не сам голод побуждает кушать, а через эмоцию это происходит. Эмоция – двигатель действий.

Нужно понять причину крика. Может можно справиться психологическими и педагогическими методами, но может нужно обратиться к врачу, т.к. исследовать в чем дело не всегда удается психологу и родителю. Нужно обращаться к доктору, если не удается успокоить малыша своевременно или надолго. Поэтому крик конечно показатель неблагополучия, хотя бывает и не так. Бывает, что мама не уследила за проявлением эмоции, допускала длительное расставание с ребенком. Возможно, малыш просто хочет пообщаться с мамой и тут очень часто сложно заочно распознать историю возникновения крика. Каждый случай индивидуален.

Елена: Ольга Николаевна, а стоит ли учить ребенка сдерживать свои эмоции? Особенно, когда он немного подрос и начинает топать ногами, возмущаться, кричать, требовать своего, и когда это не всегда удобно окружающим. Родители хотят иногда его немного «заблокировать» эмоционально.

Ольга Николаевна: Вы знаете, на счет сдерживания эмоций, я сторонник того, что раз эмоция есть, ее надо выразить, проявить. Конечно, на всякую эмоцию найдется более сильная эмоция. Например, ребенок орет, и мы можем тут же внушить ему страх, устрашить. И эмоция страха подавит эмоцию ребенка.

Елена: Многие родители именно так и делают, а это вредит ребенку.

Ольга Николаевна: Это вредительство самое настоящее. Родители говорят «Не ори, а то я тебя цыганам отдам»

Елена: Дядей-милиционером часто пугают или Бабой-Ягой.

Ольга Николаевна: Мама может шлепнуть ребенка или сделать еще что-то такое, что ему «помогает» замолчать. Казалось бы, он замолчал, а ведь он не перестал эмоцию ощущать, она осталась в нем, она подавилась. Поэтому я думаю, надо в таких случаях подумать, так ли мы себя вели до того, как это случилось.

Что бы я сделала (хотя я с трудом представляю, чтобы у меня это случилось), если вдруг у меня ребенок в универсаме стал подать на пол и требовать чего-то. Я бы его взяла подмышку и унесла бы из этой территории. Для того, чтобы ликвидировать сам возбудитель, чтобы он мог успокоиться.

Во-вторых, я бы его умыла водичкой холодненькой, чтобы он в себя пришел и только после этого мы бы что-то с ним стали обсуждать.

Мамы начинают с совершенно другого. Они обычно начинают уговаривать, они начинают доказывать, что, к примеру, эта конфета вредная, этот зайка 75 в его зверинце и наблюдать дальше за этим несчастным младенцем. Потому что он – «младенец». До 3-х лет, он совсем маленький и ему бесполезно говорить.

Елена: Или еще хуже покупают эту конфету и тем самым закрепляют истерическую реакцию.

Ольга Николаевна: Или сначала долго-долго что-то говорят, скапливается толпа народу и мама сдается и покупает. Ребенок тогда знает «буду орать 7 минут, а когда будет 7,5 мне купят». У нас еще и люди часто так себя ведут, что провоцируют истерики.

Елена: Ольга Николаевна, мы сейчас с вами подходим к такому вопросу, что родители иногда могут отрицательно воздействовать на развитие эмоций у ребенка. Какие-то семейные ситуации или какие-то не совсем грамотные способы воспитания могут повредить эмоциональному развитию ребенка. Что мы можем посоветовать родителям в этом случае? И какие это ситуации?

Ольга Николаевна: К сожалению, большинство родителей даже не обращают внимание на то, каково в эту секунду эмоциональное состояние их ребенка. Очень многие говорят, что это второстепенно, не важно и что их также воспитывали. Очень часто родители следуют по сценарию и не замечают многих вещей. У нас вообще не очень высокая родительская грамотность, может еще и потому, что раньше малышей очень рано отдавали в ясли, и поэтому у мамы не было потребности обучаться.

Сейчас мамы начали обучаться и те матери, которые что-то читают, консультируются, просто физически не смогут «наломать много дров» и смогут вовремя заподозрить, что они что-то не то делают.

А вот из самых зловредных вещей, которые могут дать родители малышам, это прилюдно отчитывать ребенка. Это 175 советчиков. Еще очень зловредно выяснение отношений со старшим поколением в присутствии малыша. Если ребенок видит, что его любимую маму ругают, он при этом испытывает неприятные эмоции. Или наоборот, мама начинает бабушке что-то отвечать и ему становится бабушку жалко. Вот такие вещи я бы советовала напрочь исключить. Радикальных способов, что с этим делать нет, самый радикальный – жить отдельно. Но если ты оставила ребенка с бабушкой, то оставила, доверила ребенка. Тут лучше не вмешиваться. Не должно быть одновременного пересечения разного влияния.

Елена: Ольга Николаевна, мне вспоминается рекомендация старшего поколения – не брать ребенка на руки, когда он плачет. Не приучать к рукам. Как вы к ней относитесь?

Ольга Николаевна: Я тоже – старшее поколение и я выросла на таких же рекомендациях. Нам говорили «Ни в коем случае! Покормили, умыли, перепеленали и все, пусть играет». Я на этом выросла, у меня сердце кровью обливалось, я как вспомню какая я глупая была. Вы знаете, пожинаю плоды своих трудов. Видны эти действия в уже выросших детях. Старшей девочке уже 46 лет и вот я вспоминаю, как она кричит, а мне нельзя взять ее на руки, дядя доктор не велел. Или кормление грудью по часам. Это тихий ужас. Я очень сожалею об этом. Я постепенно от этого отошла, поумнела, потому что детей то жалко.

Я вижу насколько они менее эмоциональны, насколько они более уязвимые, чем дети, которые вырастают на руках.

Да, конечно это издевательство над мамой, когда он не слезает с рук вообще, но может если он не слезает с рук выяснить почему это происходит. Может мама маловато играет, а может у него голова болит. Надо выяснять в чем дело, почему он не хочет или не может поиграть некоторое время один. Или может быть ему не нравится лежачее положение. Тысяча причин на то, чтобы подумать о том, как изменить ситуацию, а не просто взять и оставить его одного потому что нельзя приучать его к рукам. Я даже сейчас, в группе каждого ребенка беру на руки, даже 3-летних. Мамы удивляются «Куда вы его такого большого берете». А как же я могу его не взять, он же должен меня ощутить. В этом основа эмоции, дальнейшего правильного развития и правильной коммуникации. Телесный элемент включен во все мои игры, во все занятия.

Елена: Ольга Николаевна, еще такой вопрос. С чего стоит начать родителям, которые хотят развивать эмоциональный интеллект ребенка?

Ольга Николаевна: Во-первых, раннее начало взаимоотношений, побольше игровых взаимоотношений. Это могут быть танцы, песенки, движения рук. Мы можем улыбаться ребенку, наклоняясь над ним. Это рекомендуют врачи. А я рекомендую не сильно наклоняться над младенцем, а его приподнять на 45 градусов, так, чтобы быть на равных. Это тоже одно из эмоциональных воздействий. Когда не ты над ним, а он рядом с тобой. И он с благодарностью будет улыбаться. Я думаю, что многие дети чаще бы улыбались, если бы их брали в вертикальное положение.

Еще один фактор, когда мы смотрим глаза в глаза, и малыш приподнят и на одном уровне с вами. Нужно, чтобы ваше лицо в момент эмоциональных отношений было хорошо освещено. Он смотрит на мимику лица, на артикуляцию, а это развитие речи. Рекомендую чуть-чуть подкрасить губки, движение наших губ ребенок наблюдает с большим удовольствием и с большой пользой для себя.

Елена: Спасибо! Отличные рекомендации. Расскажите, пожалуйста, подробнее о своем проекте «Галка-Игралка», о том какие возможности вы предоставляет для родителей и что сейчас они могут получить на сайте?

Ольга Николаевна: У нас достаточно большой проект и буквально через неделю мы запускаем полноценный сервис, где мама сможет получать веселые и простые игровые уроки для своего малыша и делать в удобном формате. Общаясь с нашими мамами, мы поняли, что одна из главных проблем современной мамы – внутренние блоки и препятствия к игре. Маме тяжело расслабиться и поиграть самой. Задача нового сервиса – не только дать готовые инструкции по играм для мам, а вдохновить их на творчество, на игру. Мы будем всеми силами к этому стремиться. Мы регулярно будем публиковать бесплатные игры для мам (до этого мы их высылали письмом каждый вторник) и обсуждать самые разные вопросы игр с малышами в статьях на сайте. В наших группах вконтакте и в фейсбук мы публикуем чудесные подборки развивающих игр и поделок на других сайтах,  это тоже источник вдохновения для наших друзей, наши подборки очень нравятся мамам.

Елена: Я думаю, мы просто дадим нашим читателям ссылку на проект «Галка-Игралка» и на группу вконтакте и они смогут подробнее ознакомится с тем, какие возможности есть в вашем проекте.

У нас получилась очень содержательная беседа, я очень рада нашей встрече. Спасибо!

Ольга Николаевна: Спасибо вам, всего доброго!

 

Да, интересная беседа у нас получилась. Ольга Николаевна сделала акцент на самом раннем возрасте ребенка. Оказывается, с первых дней жизни мы уже можем кое-что сделать для полноценного развития ребенка и развития его эмоциональной сферы.

 

Вы можете узнать больше об авторском методе раннего развития ребенка на сайте проекта «Галка-Игралка» и регулярно получать на свою почту полезные игры, узнавать о новых вебинарах и других мероприятиях проекта.

 

<<Подписаться на рассылку>>

 

А мы с вами продолжим разговор о детских эмоциях и уже в ближайшие дни поговорим на тему «Как справиться с детскими эмоциями» на моем бесплатном вебинаре 18 сентября в 19.00

Записывайтесь сейчас, чтобы не пропустить информацию о вебинаре

 

<<Записаться на бесплатный вебинар>>


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Тихий сад