«Крик, визг и истерика» или что делать, если малыш стал неуправляемым

ребенок плачетДорогие мои читатели! Мне на почту приходит очень много писем от вас, спасибо вам за доверие и такую активность.
Недавно мне написала одна мама. Она пишет, что обеспокоена поведением ребенка. Похожие ситуации встречаются довольно часто, и ближе к 3 годам мы можем видеть, что ребенок становится капризным, а временами и вовсе неуправляемым. С разрешения автора привожу письмо и мой ответ на него.

 

Елена, не могли бы вы меня проконсультировать? Очень нужна помощь психолога. 

У меня мальчик ему 2,6, недавно (недели 3 назад) он начал себя вести, ну просто отвратительно, только и слышно от него – не хочу, не буду, не стану, вообщем постоянные психозы, все с криком и плачем и даже визжит. А недавно начал заикаться, особенно у него это проявляется, после очередной истерики.  Спать вообще категорически не хочет ложиться (особенно в свою кровать), засыпает всегда со слезами и я рядом с ним за ручку его  держу.

Иногда может целый час плакать и ни кто не может его успокоить, и не говорит нам что он хочет и почему плачет.

Я переживаю и очень волнуюсь за него, я не знаю как справиться с этой ситуацией. Мы еще не ходим в садик , но в скором времени я планирую его туда отдать (как может отразится его поведение на прием в дет.сад, а если и примут, в какую сторону измениться его поведение???

Если вы мне поможете прояснить ситуацию буду вам очень признательна.

 

Здравствуйте, Юлия!

Ваша тревога вполне понятна. Вы переживаете за самочувствие ребенка, и Вас пугают его крики, истерики и неконтролируемое поведение.

Ваш малыш вступает в тот возраст, который в психологии считают кризисным. В это время даже самые покладистые дети становятся немного вредными. Это связано с тем, что ребенок растет, взрослеет и эмоционально ощущает себя «отдельным от мамы». Так он приобретает свое Я, так развивается его личность.  Ребенок в этом возрасте, часто бывает недоволен, причем сам не понимает, что именно ему не нравится, и не может это объяснить.  Малыш  начинает требовать самостоятельности, хотя далеко не все умеет делать сам.

Поэтому очень важно давать ему возможности для того, чтобы чувствовать себя взрослым, самостоятельным и многое умеющим. Для этого нужно создавать специальные ситуации, в которых малыш может почувствовать свою успешность и обязательно хвалить его за успехи. Ребенок вполне способен убрать за собой со стола, полить цветы, собрать вещи и игрушки, помочь маме на кухне. Это не только даст ему уверенность в себе, но и укрепит отношения мамы и ребенка, т.к. малыш будет чувствовать себя нужным маме и ему будет приятно что-то делать вместе.

Бунты и протесты и непослушание детей часто возникают в ответ не на то, что сказано  взрослым, а на то как это сказано. Если он слышит строгий тон голоса мамы, железные требования и не чувствует от мамы принятия, это обязательно вызовет протест. Ребенок будет «штурмовать» требования взрослых, стараться во всем не слушаться их. Иногда это доходит до крайностей в виде истерик.

Вы пишите, что ребенок каждый раз засыпает с истериками и не отпускает Вас. Это очень похоже на возрастной страх разлуки с мамой. Именно возрастное осознание своей отдельности от мамы создает страх, т.к. ребенок начинает понимать свою уязвимость. Мне также показалось, что у ребенка сформировался негативный стереотип на засыпание, где слезы воспринимаются как один из необходимых элементов перед засыпанием. Хорошо бы изменить сложившийся стереотип, добавив несколько позитивных элементов: спокойные игры с мамой перед сном или чтение книги. Изменение стереотипа заставит малыша пересмотреть выработанные ритуалы.

Хочется еще сказать несколько слов о детских истериках. Чаще всего, истерики бывают, если ребенок растет в атмосфере непоследовательности предъявляемых требований со стороны взрослых и отсутствия четких и понятных правил взаимодействия.  В этом случае, ребенок начинает искать выгоду в сложившейся ситуации.  Отыскав «лазейки» несогласованности в требованиях взрослых, он начинает добиваться своего, используя для этого капризы и истерики. Если ребенку потакать, если «пойти на поводу» и разрешить хотя бы раз то, что обычно нельзя, это лишь закрепит истерическое  реагирование на такие ситуации. И чем больше таких кругов (просьба – несогласие родителей – истерика – родители уступают) проходит ребенок, тем больше он укрепляется во мнении о том, что действует правильно и это приносит для него результат.

Юлия, вы спрашиваете «может отразится его поведение на прием в дет.сад». Если попытаться спрогнозировать его дальнейшее поведение в детском саду, то, скорее всего, его адаптация к новым условиям детского сада будет осложнена. Ребенок привык к тому, что дома может добиться многого, используя для этого истерику.  В детском саду этот прием не сработает, и первое время истерик будет много. Малышу будет еще сложнее, если дома останется обстановка потакания и несогласованности в требованиях. Поэтому, хорошо бы подготовить ребенка к новым условиям уже сейчас, до того, как он впервые переступит порог детского сада.

На мой взгляд, желательно обговорить с взрослыми требования, предъявляемые к ребенку и пояснить малышу семейные правила на понятном ему языке. А дальше последовательность действий: то, что нельзя – действительно нельзя, несмотря на истерики, а  то, что можно – разрешать сразу, а не по настроению взрослых.

На тему непослушания у меня есть бесплатный курс для родителей «Маленькие «непослушайки» или 5 простых шагов к хорошему поведению вашего ребенка», если Вы еще на него не подписаны, Вы можете подписаться, он подробно раскрывает многие вопросы, которые Вы поднимаете в своем письме.

http://neposlushanie.fishki-vospitaniya.ru/


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Тихий сад